Выбираем кинохлопушку

72714_900Магия хлопка стала неотъемлемой частью любых съемок, будь то короткометражный фильм, клип, рекламный ролик или полнометражная картина. Многим людям вне кино часто может казаться, что хлопушка всего лишь игрушка в руках молоденькой девочки, которая понравилась режиссеру. Однако это далеко не так! Правильно проиндексировать снимаемый материал для будущего монтажа – очень ответственная задача для супервайзеров режиссерского сценария и помощников оператора. Для этого они используют ряд специальных отметок, помечая ими монтажные листы и внося соответствующие данные на полотно хлопушки.
Этот инструмент кинохлопушка купить появился на съемочных площадках как только хронометраж отснятых кадров вырос до внушительных размеров и режиссерам надоело по памяти перебирать бобины с пленкой и пересматривать все подряд.

Вот так выглядела одна из первых хлопушек. В эру немого кино она, разумеется, не хлопала, а была лишь инструментом для учета отснятого материала. Вскоре «Чеза» будут называть исключительно сэром Чарльзом Спенсером Чаплином.

В 1927 году был снят «Певец джаза» – первый полнометражный звуковой фильм (США), а в 1931 звук появился в советском фильме «Путевка в жизнь». Как раз в те годы возникает необходимость синхронизировать звуковую дорожку с видеорядом, которые фиксировались на разных устройствах. Для решения этой задачи австралиец Фрэнсис Уильям Тринг-старший, глава киностудии «Eftee Studio», предлагает использовать черную доску вместе с двумя планками, которыми помощник режиссера должен хорошенько хлопнуть.
Примечательно, что в студийных условиях эта практика соседствовала с очень популярными в те годы электрическими звонками. Вот, к примеру, звонок и хлопушка из первого звукового (и культового!) фильма Марлен Дитрих «Голубой ангел» (1929).
Сначала звуковой и световой сигнал.

3.png

А затем в кадр помещают доску, которую еще нельзя назвать хлопушкой.

4.png

Необходимость питания звонка «электрической хлопушки» не всегда была удобна при съемках на натуре, поэтому концептуальное решение американских кинематографистов победило – ручная хлопушка начала использоваться повсеместно. Но пока еще хлопушки как единого целого не существовало. Ее роль выполняли два человека, чуть позже – один. Конечно, ему было неудобно хлопать брусками, затем совать их подмышку и вбегать в кадр с доской, на которой еще нужно вовремя обновить индексы. Первым от этого дискомфорта устал Леон М. Леон, работавший на студии Universal. Он попросил плотника прибить бруски к доске. Так его имя вошло в историю кинематографии. Сам же Леон ушел из кино и стал успешным иллюзионистом. Теперь оставалось лишь стандартизировать размеры хлопушки. Иногда они были чересчур громоздкими.

5.jpg

Установив приемлемые размеры, студийные работники долгое время оставляли параметры граф, расположение ячеек и типы косых линий на свое усмотрение. Вот, например, совершенно разные хлопушки Paramount.

7.jpg

6.jpg

Совсем иначе выглядела хлопушка французской студии Gamount.

8.jpg

На этой хлопушке можно заметить оригинальное решение поворотных кругов для смены отметок «день/ночь». И, как видим, меньше внимания стали уделять черно-белой разметке. Еще бы, ведь «Фантомас» и «Капитан» – цветные фильмы!

Вот более поздняя французская хлопушка. От колесиков решили отказаться. Но разметка столь же аскетична. Снимают «Жандарма в Нью-Йорке».

Изначально по черно-белым полосам производилась настройка камеры. Постепенно отпадает необходимость в схеме написания «белым по черному», которую прежде использовали для комфортного просмотра негатива пленки. На негативе яркости света обратны – темные выглядят светлыми, светлые – темными. Поэтому теперь на старые черные доски начинают клеить полоски бумажного скотча.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: